Иван Ефремов как зеркало краха коммунизма

 

— 1 – 

Мог ли СССР продлить своё существование в исторической перспективе?

Не мог. Для благополучного прибытия в будущее следует последовательно рисовать в сознании поколений образ этого будущего.

Данная миссия оказалась возложена на фантастику.

Советские фантасты не сумели этого сделать. Они искренне попробовали, но у них не вышло. Одним просто не хватало концептуальности, другие оказались лишёнными чувства маркетинга и пошли тупиковым путём. Талант концептуалистов и маркетологов объединяли в себе только братья Стругацкие. Именно за это их во время ангажировали и подрядили на службу по разрушению этого самого СССР. Поэтому, братьев мы сразу выносим за скобки – они заслуживают отдельной порки.

В немощи советской фантастики не было бы беды, если бы она творила в галактическом одиночестве.

Но нет! Параллельно работала творческая фабрика западных коллег, отгородиться от которой мешали научно-популярные журналы Советского Союза. И если концептуальность везде (и у них тоже!) – это штучный дар, то с маркетингом в западной литературе всегда был полный порядок. На этом они и победили.


— 2 -

Обратимся к Ивану Ефремову, живому зеркалу краха коммунистической мечты.

Как романист и писатель, он велик и безупречен. Это бесценный дар – простыми словами, не прибегая к метафоре, говорить о сложнейших вещах и необъятных явлениях. Кирпич кирпичей для полок всемирной библиотеки оставил он по себе. Имею ввиду его «Туманность Андромеды», официально прославленную, критиками поцелованную. Казалось бы, вот это каменюка в основание великого образа будущего! И… ?

И… — ничего!

Кирпич упал в воду, и канул. Круги (да, конечно!) разошлись, взволновали гладь общественного интереса. Затем, как и положено колебательным явлениям, интерес постепенно угас. Эффекта книги едва хватило лет на десять. «Сказка о тройке» и «Пикник на обочине» двух очкастых братьев возникли на прохладном уже трупе «Туманности Андромеды».

Найдутся многие, кто с удовольствием перечитывали «Лезвие бритвы» или «Таис Афинскую» того же самого Ивана Ефремова.

Сомневаюсь, что найдутся те, кто станет перечитывать «Туманность Андромеды» (да и «Сердце змеи»).

Повторюсь, и буду настаивать – это великие вещи по размаху мечты и по качеству литературного воплощения. Но безнадёжно обречённые на бесплодность.


— 3 – 

В чём видится мне причина этой обречённости?

Маркетинг, великий и ужасный! Это он взмахнул косой и пресёк всходы образа будущего, лелеемые талантливым Иваном.

Вы обратили внимание на имена героев далёкого коммунистического будущего в замыслах Ефремова?

-------------------------------------------------------------------------

«Сердце Змеи»:   Мут Янг, Тэй Эрон, Кари Рам, Афра Дэви, Тайна Дам, Свет Сим, Яс Тим...

«Туманность Андромеды»:   Эрг Ноор, Низа Крит, Пэл Лин, Кэй Бэр, Ингрид Титра, Пур Хисс, Эон Тал, Бина Лед, Лума Ласви, Ионе Мар...

-----------------------------------------------------------------------------

Прочитали? Сделайте это ещё раз, не торопясь, в голос, и вслушайтесь – как это всё звучит.

Не знаю, как вы, а мне лично не хотелось бы оказаться в мире, где меня окружают субъекты с подозрительным именем Пур Хисс или, скажем, Эрг Ноор с Эон Тал.

Что это, сука, такое? – озадаченно вопрошаю я.

Это результат работы генератора случайных букв?

Ну, пусть так. Уважаю право автора.

Однако же, где здесь мы? Где в этом эльфическом будущем мы и наше место, или хотя бы наши следы? Нас, как проекции в счастливую даль, нет. И наши имена стёрты где-то там, за предыдущим поворотом, на полпути.


— 4 –

Чтобы разобраться в коренном свойстве предложенного нам образа будущего, не надо быть гением масштаба С.Лемма или Г.Уэллса. Достаточно сбегать в обратном направлении по линейке отсчёта времени.

История древностей упряма в своих уроках и фактах: утрата имени – удел проигравших. Уцелевшие потомки побеждённых мимикрируют под господствующую среду, растворяются до неузнаваемости. Безликость на чужбине – единственный способ уцелеть.

Итак, Ефремов позвал человечество в будущее, где от имён и народов останутся какие-то черепичные осколки, какие-то отзвуки, смутно кого-то напоминающие. От русских же в этом будущем не останется вообще ничего, ни намёка. Либо русский народ постигла участь катастрофически проигравшего, либо он истратился в пух на планетарных стройках коммунизма, либо добровольно стал мукой для выпечки всемирной баранки счастья для всех. Правильный вариант – подчеркнуть!

В ответ на этот призыв широкое человечество (из тех, кто прочёл), пожало плечами, мол, талантливо написано, но у нас ещё дома дела. Русский народ, не добитый на полях ВОВ, вежливо сказал – «Нет, спасибо!» — и отправился вслед за Стругацкими.  

Мечта о личном бессмертии, продление себя, своего имени в образе потомков – коренное свойство человеческой породы. Игнорировать это – значит попасть под каток маркетинга. И не важно, знаешь ли ты – что это за чудовище. Он упрямо переедет тебя с твоими планами и мечтами.

Западные фантасты, у которых маркетинг буквально в крови, поступали и поступают верно. Их герои, словно вчера только родившись, вламываются в отдалённое будущее под своими коренными именами (Джон, Смит, Билл, Мэри и легион), и не намерены прогибаться. Они деформируют будущее под себя, оставшихся неизменными с самого ХХ века. Они часто гибнут, но оставляют слепки себя нынешних, узнаваемых и родных до последней клёпки на джинсах. Это почерк победителей – навязывать себя, как торжествующую данность, а не наматываться на колёса прогресса.

Читатель всегда идёт за манифестом конкистадора, победителя.

Читатель никогда не пойдёт за певцом исторического небытия.

 

— 5 –

Иной раз думаю: может и не зря по кончине Ивана Ефремова в его квартире КГБ учинил шестнадцати-часовой обыск? Может, не даром ходят слухи, что его подозревали как агента британской разведки? 

 Только враг или слепец мог конструировать своему народу образ будущего, в котором народа нет.

Жаль, рано ушёл.

Оставил вопросы и сомнительную утопию, которая служит ему эпитафией:

            «Он не любил русский народ и не дружил с маркетингом».

Обсудить у себя 5
Комментарии (14)

Интересное эссе. 

 

Спасибо, Елена, за пощаду!

Рисковал...

мне туманность андромеды всегда нравилась… не знаю почему ...

как роман — это великолепная штука

мне кажется, у Ивана Антоновича к концу жизни наметился крен в обратную сторону — в русскую историю и вообще, в большую русскую идею...

по крайней мере, он пару раз обмолвился об этом в своей переписке. у него были уже наброски 2-х вещей, которые стали бы поворотными и всколыхнули бы тогдашнее общество 70-х...

впрочем, кто бы ему позволил? уж больно «во время» он умер...

кажется в Туманности Андромеды был герой по имени Ветер… русый и голубоглазый..

был, был такой...

но это выглядит как жалкая уступка, прощальное эхо такое...

кому это нужно — растворится и пропасть? надо победить и утвердить себя!

у раннего Ефремова есть что-то троцкистское...

Имена у Ефремова — замечательные… мне кажется, что он их придумывал для создания атмосферы будущего,  не похожего на наше настоящее… Мол, у них все будет иначе, даже имена.

И не факт, что он был неправ. Имена — это первое, что перемешается в мире...

Как фантасту с концептуальным уровнем мышления ему равных ещё поискать! Этого у него не отнимешь. Однако, такое чувство, что он писал фантастику для писателей-фантастов, как метод дискуссии о формах будущего.

Западные фантасты исповедывали другой подход: писать надо то, что продаётся, то, что нравится массам, а не отдельным интеллектуалам. Поэтому они вовлекали в свои миры читателей через простецкий подкуп — они называли своих героев именами своих читателей. Вот и весь рецепт победы.

Наши Стругацкие поняли то же самое, что понимали западные коллеги, поэтому читатели середины 60-х — конца 80-х были у них в кармане...

Расскажи про мир будущего Стругацких… который мы потеряли..

У меня давно зуб чешется на братьев-очкариков... 

Как-нибудь соберусь с духом и дам им просраться...

Не люблю фантастику. Писательские галлюцинации это.

ayris18, милейшая, постарайся возлюбить!  это конечно галюцинации, но управляемые...

просто надо ведь различать фантастику и фэнтэзи (фэнтэзи — хлам)

кстати, любовь — это тоже галюцинации, но неконтролируемые 

 

рекомендации внемлю, но как говорится на вкус и цвет… имею право

уважаю 

Чтобы комментировать надо зарегистрироваться или если вы уже регистрировались войти в свой аккаунт.

Войти через социальные сети:

авось
авось
Был на сайте 2 недели назад во вторник 07.08.18 в 02:21
45 лет (08.11.1972)
Читателей: 7 Опыт: 113.043 Карма: 11.5124
все 7 Мои друзья