Иван Ефремов как зеркало краха коммунизма
— 1 –
Мог ли СССР продлить своё существование в исторической перспективе?
Не мог. Для благополучного прибытия в будущее следует последовательно рисовать в сознании поколений образ этого будущего.
Данная миссия оказалась возложена на фантастику.
Советские фантасты не сумели этого сделать. Они искренне попробовали, но у них не вышло. Одним просто не хватало концептуальности, другие оказались лишёнными чувства маркетинга и пошли тупиковым путём. Талант концептуалистов и маркетологов объединяли в себе только братья Стругацкие. Именно за это их во время ангажировали и подрядили на службу по разрушению этого самого СССР. Поэтому, братьев мы сразу выносим за скобки – они заслуживают отдельной порки.
В немощи советской фантастики не было бы беды, если бы она творила в галактическом одиночестве.
Но нет! Параллельно работала творческая фабрика западных коллег, отгородиться от которой мешали научно-популярные журналы Советского Союза. И если концептуальность везде (и у них тоже!) – это штучный дар, то с маркетингом в западной литературе всегда был полный порядок. На этом они и победили.
— 2 -
Обратимся к Ивану Ефремову, живому зеркалу краха коммунистической мечты.
Как романист и писатель, он велик и безупречен. Это бесценный дар – простыми словами, не прибегая к метафоре, говорить о сложнейших вещах и необъятных явлениях. Кирпич кирпичей для полок всемирной библиотеки оставил он по себе. Имею ввиду его «Туманность Андромеды», официально прославленную, критиками поцелованную. Казалось бы, вот это каменюка в основание великого образа будущего! И… ?
И… — ничего!
Кирпич упал в воду, и канул. Круги (да, конечно!) разошлись, взволновали гладь общественного интереса. Затем, как и положено колебательным явлениям, интерес постепенно угас. Эффекта книги едва хватило лет на десять. «Сказка о тройке» и «Пикник на обочине» двух очкастых братьев возникли на прохладном уже трупе «Туманности Андромеды».
Найдутся многие, кто с удовольствием перечитывали «Лезвие бритвы» или «Таис Афинскую» того же самого Ивана Ефремова.
Сомневаюсь, что найдутся те, кто станет перечитывать «Туманность Андромеды» (да и «Сердце змеи»).
Повторюсь, и буду настаивать – это великие вещи по размаху мечты и по качеству литературного воплощения. Но безнадёжно обречённые на бесплодность.
— 3 –
В чём видится мне причина этой обречённости?
Маркетинг, великий и ужасный! Это он взмахнул косой и пресёк всходы образа будущего, лелеемые талантливым Иваном.
Вы обратили внимание на имена героев далёкого коммунистического будущего в замыслах Ефремова?
-------------------------------------------------------------------------
«Сердце Змеи»: Мут Янг, Тэй Эрон, Кари Рам, Афра Дэви, Тайна Дам, Свет Сим, Яс Тим...
«Туманность Андромеды»: Эрг Ноор, Низа Крит, Пэл Лин, Кэй Бэр, Ингрид Титра, Пур Хисс, Эон Тал, Бина Лед, Лума Ласви, Ионе Мар...
-----------------------------------------------------------------------------
Прочитали? Сделайте это ещё раз, не торопясь, в голос, и вслушайтесь – как это всё звучит.
Не знаю, как вы, а мне лично не хотелось бы оказаться в мире, где меня окружают субъекты с подозрительным именем Пур Хисс или, скажем, Эрг Ноор с Эон Тал.
Что это, сука, такое? – озадаченно вопрошаю я.
Это результат работы генератора случайных букв?
Ну, пусть так. Уважаю право автора.
Однако же, где здесь мы? Где в этом эльфическом будущем мы и наше место, или хотя бы наши следы? Нас, как проекции в счастливую даль, нет. И наши имена стёрты где-то там, за предыдущим поворотом, на полпути.
— 4 –
Чтобы разобраться в коренном свойстве предложенного нам образа будущего, не надо быть гением масштаба С.Лемма или Г.Уэллса. Достаточно сбегать в обратном направлении по линейке отсчёта времени.
История древностей упряма в своих уроках и фактах: утрата имени – удел проигравших. Уцелевшие потомки побеждённых мимикрируют под господствующую среду, растворяются до неузнаваемости. Безликость на чужбине – единственный способ уцелеть.
Итак, Ефремов позвал человечество в будущее, где от имён и народов останутся какие-то черепичные осколки, какие-то отзвуки, смутно кого-то напоминающие. От русских же в этом будущем не останется вообще ничего, ни намёка. Либо русский народ постигла участь катастрофически проигравшего, либо он истратился в пух на планетарных стройках коммунизма, либо добровольно стал мукой для выпечки всемирной баранки счастья для всех. Правильный вариант – подчеркнуть!
В ответ на этот призыв широкое человечество (из тех, кто прочёл), пожало плечами, мол, талантливо написано, но у нас ещё дома дела. Русский народ, не добитый на полях ВОВ, вежливо сказал – «Нет, спасибо!» — и отправился вслед за Стругацкими.
Мечта о личном бессмертии, продление себя, своего имени в образе потомков – коренное свойство человеческой породы. Игнорировать это – значит попасть под каток маркетинга. И не важно, знаешь ли ты – что это за чудовище. Он упрямо переедет тебя с твоими планами и мечтами.
Западные фантасты, у которых маркетинг буквально в крови, поступали и поступают верно. Их герои, словно вчера только родившись, вламываются в отдалённое будущее под своими коренными именами (Джон, Смит, Билл, Мэри и легион), и не намерены прогибаться. Они деформируют будущее под себя, оставшихся неизменными с самого ХХ века. Они часто гибнут, но оставляют слепки себя нынешних, узнаваемых и родных до последней клёпки на джинсах. Это почерк победителей – навязывать себя, как торжествующую данность, а не наматываться на колёса прогресса.
Читатель всегда идёт за манифестом конкистадора, победителя.
Читатель никогда не пойдёт за певцом исторического небытия.
— 5 –
Иной раз думаю: может и не зря по кончине Ивана Ефремова в его квартире КГБ учинил шестнадцати-часовой обыск? Может, не даром ходят слухи, что его подозревали как агента британской разведки?
Только враг или слепец мог конструировать своему народу образ будущего, в котором народа нет.
Жаль, рано ушёл.
Оставил вопросы и сомнительную утопию, которая служит ему эпитафией:
«Он не любил русский народ и не дружил с маркетингом».
Интересное эссе.
Спасибо, Елена, за пощаду!
Рисковал...
мне туманность андромеды всегда нравилась… не знаю почему ...
как роман — это великолепная штука
мне кажется, у Ивана Антоновича к концу жизни наметился крен в обратную сторону — в русскую историю и вообще, в большую русскую идею...
по крайней мере, он пару раз обмолвился об этом в своей переписке. у него были уже наброски 2-х вещей, которые стали бы поворотными и всколыхнули бы тогдашнее общество 70-х...
впрочем, кто бы ему позволил? уж больно «во время» он умер...
кажется в Туманности Андромеды был герой по имени Ветер… русый и голубоглазый..
был, был такой...
но это выглядит как жалкая уступка, прощальное эхо такое...
кому это нужно — растворится и пропасть? надо победить и утвердить себя!
у раннего Ефремова есть что-то троцкистское...
Имена у Ефремова — замечательные… мне кажется, что он их придумывал для создания атмосферы будущего, не похожего на наше настоящее… Мол, у них все будет иначе, даже имена.
И не факт, что он был неправ. Имена — это первое, что перемешается в мире...
Как фантасту с концептуальным уровнем мышления ему равных ещё поискать! Этого у него не отнимешь. Однако, такое чувство, что он писал фантастику для писателей-фантастов, как метод дискуссии о формах будущего.
Западные фантасты исповедывали другой подход: писать надо то, что продаётся, то, что нравится массам, а не отдельным интеллектуалам. Поэтому они вовлекали в свои миры читателей через простецкий подкуп — они называли своих героев именами своих читателей. Вот и весь рецепт победы.
Наши Стругацкие поняли то же самое, что понимали западные коллеги, поэтому читатели середины 60-х — конца 80-х были у них в кармане...
Расскажи про мир будущего Стругацких… который мы потеряли..
У меня давно зуб чешется на братьев-очкариков...
Как-нибудь соберусь с духом и дам им просраться...
Не люблю фантастику. Писательские галлюцинации это.
ayris18, милейшая, постарайся возлюбить! это конечно галюцинации, но управляемые...
просто надо ведь различать фантастику и фэнтэзи (фэнтэзи — хлам)
кстати, любовь — это тоже галюцинации, но неконтролируемые
рекомендации внемлю, но как говорится на вкус и цвет… имею право
уважаю